Защита прав потребителей туристических услуг

Основными источниками регулирования правовых отношений между потребителем туристических услуг и организацией, оказывающей туристические услуги, являются Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» и Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гарантирует права туриста:

Права:

- право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

- право на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

- право на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

- право на обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

- право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- право на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

- право на беспрепятственный доступ к средствам связи;

- право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр;

- право на информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Так же к изложенному списку следует добавить список прав потребителей, гарантированных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», этот список применим и для потребителей туристических услуг.

- право на качество товара (работы, услуги);

- право на безопасность товара (работы, услуги);

- право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах услугах);

- право на судебную защиту;

В случае возникновения конфликтной ситуации между туристом и туроператором законодательство предусматривает претензионный порядок разрешения спора. Согласно ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. При составлении претензии необходимо изложить существо дела, четко сформулировать требования.

Если спор не разрешен в досудебном порядке, то следующий шаг – обращение в суд. К исковому заявлению потребитель прикладывает документы, подтверждающие факт возникновения правоотношений между истцом и ответчиком, подтверждающие оплату документы. Так же к исковому заявлению необходимо приложить подтверждение попытки урегулировать спор в досудебном порядке. В исковом заявлении истец подробно излагает обстоятельства дела, суть возникших разногласий, обозначает размер неустойки, которую должен выплатить ответчик, определяет размер компенсации морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно нормам ст.17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I  «О защите прав потребителей» иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца

- в суд по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту заключения или исполнения договора;

Потребители и иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребитель освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При обсуждении защиты прав потребителей туристических услуг необходимо отметить, что туристы в свою очередь, помимо прав, имеют обязанности, определенные Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и необходимые к исполнению.

Обязанности:

- соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

- сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

- соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

- соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.



09 июля 2019
08:14
Поделиться