Всемирный день прав потребителей 2021 года – решение проблемы загрязнения пластиком

Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2021 году является «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» («Tackling Plastic Pollution»). 

В развитие темы прошлого года - «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»), являющейся одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров. Предполагается, что кампания также сыграет важную роль, когда потребители, правительства и предприятия – изготовители пластиковых изделий могут объединиться в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.

Согласно отчета Pew Charitable Trusts & SYSTEMIQ «Преодолевая пластиковую волну», выпущенного в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей. По неутешительным прогнозам, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета 100 000 морских млекопитающих и черепах и 1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет, 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.

В этой связи Роспотребнадзор напоминает, что требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировки и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и окружающей среды.

В пластиковой упаковке используют более 4000 химических веществ, 148 из них уже признаны опасными для человека и природы. Каждый год одноразовый пластик становится причиной гибели 100 тысяч морских млекопитающих и 1 миллиона морских птиц.

Кампания, заявленная Международной организацией потребителей, посвященная теме борьбы с загрязнением пластиком, будет сосредоточена на принципах 7R:

Rethink (переосмысление модели поведения),

Refuse (отказ от ненужной упаковки),

Reduce (сокращение потребления, в т.ч. пластика),

Reuse (повторное использование упаковки),

Recycle (переработка),

Repair (ремонт товаров),

Replace (замена пластика на другие материалы).

Борьба с загрязнением пластиком - это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений, направленных на внедрение рациональных моделей поведения потребителей и бизнеса.

Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 января 2020 г. № 1 "О принципах и критериях добросовестной деловой практики в отношении потребителей в сфере розничной торговли товарами" государствам–членам Евразийского экономического союза рекомендовано руководствоваться принципами и критериями добросовестной деловой практики в отношении потребителей в сфере розничной торговли товарами.

В числе критериев добросовестной деловой практики - необходимость принятия бизнесом мер, направленных на информирование и повышение осведомленности потребителей о рисках, связанных с приобретением товаров, способствующих их рациональному выбору.

 



11 марта 2021
10:13
Поделиться