Защита прав потребителей в судебном порядке

Следует напомнить, что каждый потребитель имеет права – право на информацию о товарах и услугах, а также непосредственно о субъектах их реализующих; право на приобретение качественного товара и (или) на получение качественной услуги; право на безопасность товара (услуги); право на судебную защиту. Если потребитель обнаружил, что его права были нарушены, для начала необходимо попытаться решить возникшую ситуацию путем соблюдения досудебного урегулирования спора. Закон РФ «О защите прав потребителей» прямо не устанавливает обязанность потребителя соблюсти претензионный порядок разрешения конфликтной ситуации. При этом в предусмотренных законодательством случаях, досудебное урегулирование споров является обязательным. Целью института досудебного порядка урегулирования спора является побуждение сторон спорного правоотношения до обращения в суд предпринять действия, направленные на урегулирование конфликта. Эта цель достигается, в частности, путем направления претензии, которая должна содержать указание на существо спорного правоотношения и требования заявителя. Потребитель может направить в адрес продавца (исполнителя) письменную претензию, где излагает существо дела – время, место и характер возникновения у сторон взаимных обязательств. Затем необходимо описать события, которые послужили поводом обращения к продавцу (исполнителю). Рекомендуем в претензии ссылаться на нормы законодательства о защите прав потребителей. Следующим пунктом будет указание в претензии Ваших требований и срок их удовлетворения (сроки удовлетворения конкретных требований потребителя закреплены Законом РФ «О защите прав потребителей», статьями 20,21,22,30,31). В конце претензии необходимо написать дату и обязательно подписаться. Также следует напомнить, что в начале претензии Вам необходимо указать данные не только лица, которому этот документ предназначен, то и непосредственно Ваши данные – фамилия, имя, отчество, адрес проживания, телефон, адрес электронной почты. Это необходимо для того, чтобы продавец (исполнитель) смог с Вами связаться в процессе разрешения спорной ситуации. Предпочтительно направлять претензию посредством почтовой связи с уведомлением о получении или вручить ее лично. Во втором случае документ должен быть составлен в двух идентичных экземплярах – один остается у продавца (исполнителя), на втором он ставит отметку о получении документа, который Вы забираете с собой. 

Если Ваши требования не удовлетворены в срок, предусмотренный законом, или продавец (исполнитель) отказал в их удовлетворении, то Вы имеете право обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд.

В исковом заявлении Вы указываете – суд, который правомочен рассматривать данный спор по существу; истца – то есть себя (не забудьте прописать свои действительные данные, чтобы суд смог направлять Вам различные оповещения, касающиеся процесса); ответчика – данные продавца (исполнителя) с кем у Вас возник спор (его адрес, наименование, регистрационные данные (ИНН, ОГРН и подобное).

Согласно ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей. Если цена иска более ста тысяч рублей, то дело правомочен рассматривать районный суд. В случае если спор возник в сфере защиты прав потребителей и носит характер неимущественного, то он должен быть рассмотрен в районном суде. Цена иска состоит из суммы уплаченной Вами продавцу (исполнителю) в оплату товара (услуги) денежных средств и неустоек, которые возникли из-за нарушения продавцом (исполнителем) Ваших прав как потребителя.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В исковом заявлении Вы также указываете дату заключения договора, сущность возникших правоотношений между Вами и другой стороной, характер неправомерных действий (бездействий) со стороны продавца (изготовителя), нарушающих Ваши права как потребителя. Также следует указать дату и размер внесенных Вами денежных средств, направленных на исполнение договорных обязательств. Указанные события необходимо подтвердить посредством приложения к иску подтверждающих документов.

Согласно ст. 132 ГПК РФ К исковому заявлению прилагаются:

1) если Вы не можете по каким-либо причинам лично участвовать в процессе, то к иску необходимо приложить доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия Вашего представителя;

3) документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (договор, чек, акт выполненных работ и т.п.). Как правило, прилагаются копии данных документов;

5) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

6) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

7) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. Вас и других участников процесса об этом извещают.

Судья может отказать в принятии иска по причинам, закрепленным в ст. 134 ГПК РФ, о чем также выносится мотивированное определение. Данное определение должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами. Если суд вынес решение об отказе в принятии иска, то Вы не сможете повторно обратиться в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба.

В зависимости от обстоятельств, суд может возвратить иск или оставить его без движения, о чем снова выносит мотивированное определение. Если суд возвращает исковое заявление, Вам необходимо устранить недостатки, которые указаны в определении о возврате иска - в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. После устранения обстоятельств, препятствующих принятию иска, Вы имеете право подать его снова.

При оставлении иска без движения, напомним, суд выносит мотивированное определение, в котором указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. Если Вы не устранили обстоятельства, указанные в этом определении, то исковое заявление и прилагаемые к нему документы возвращают Вам в порядке, установленном ст. 135 ГПК РФ.

В случае нарушения Ваших прав как потребителя рекомендуем обратиться к нам за юридической помощью. Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарска» проводит бесплатные консультации по вопросам защиты прав потребителей, а также оказывает услуги по составлению претензий, исковых заявлений. Всю необходимую информацию можно получить по телефону 8(835)278-23-44, по электронной почте urist.27@cge21.ru.  



26 августа 2021
16:05
Поделиться