Защита прав потребителя при совершении покупок в иностранных интернет-магазинах

Приобретение различных товаров через интернет-магазины имеет некоторые неоспоримые преимущества – экономия времени и денежных средств потребителя. Товары в розничных магазинах реализуют с некоторой наценкой, так как продавец должен заплатить своим сотрудникам заработную плату, оплатить аренду торговой площадки и понести иные траты, связанные с его торговой деятельностью. Таким образом, в стоимость товара, как правило, включены затраты продавца, которые ему необходимо совершить, чтобы реализовать товары и тем самым извлечь для себя денежную прибыль. Именно поэтому интернет-магазины являются настоящим «спасением» как для потребителя, так и для продавца.  Не смотря на это, продажа товаров дистанционным способом через торговые интернет-площадки имеет некоторые недостатки. Особенно для российских граждан они проявляются в процессе приобретения товаров через иностранные интернет-магазины, так как, потребитель становится стороной правоотношений, которые преимущественно могут быть урегулированы нормами права того государства, где расположен и (или) зарегистрирован магазин. В связи с чем права потребителя в случае возникновения каких-либо споров существенно ограничиваются.

Каковы должны быть действия при обнаружении недостатков в товаре, который был приобретен посредством размещения заказа в иностранном интернет-магазине?

Для начала рассмотрим теоретические аспекты данного вопроса. Согласно ч. 1 ст. 1212 ГК РФ выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если контрагент потребителя (профессиональная сторона) осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны или территории нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны. Таким образом, если иностранный продавец осуществляет торговую деятельность на территории Российской Федерации либо существуют подтверждения, что продавец любыми способами направляет свою деятельность на территорию Российской Федерации (наряду с территориями других стран), к возникшим отношениям между иностранным интернет-магазином и российским потребителем должно применяться законодательство Российской Федерации. 

Законодательством Российской Федерации не определена категория «направление своей деятельности». В своем постановлении от 09.07.2019 г. «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что иностранный интернет-магазин считается направляющей свою деятельность на территорию страны места жительства потребителя, в частности, в том случае когда она поддерживает в сети "Интернет" сайт, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из соответствующей страны. Сайт в сети «Интернет» может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети «Интернет»).

Также в своем информационном письме от 27.07.2019 г. Роспотребнадзор указал, что критерии направленности деятельности иностранного лица на территорию Российской Федерации в настоящее время детально не определены, однако деятельность продавца (исполнителя) может рассматриваться таковой в случае, если:

- продавцом (исполнителем) используется русскоязычная версия Интернет-сайта или исходя из содержания такого сайта следует, что информация о товарах (услугах) предназначена для потребителей, владеющих русским языком или языком народов Российской Федерации;

- продавцом (исполнителем) используется доменное имя сайта, связанное с Россией или субъектом Российской Федерации (.ru, .рф., .su, .москва., moscow и т.п.);

- обеспечена возможность осуществления расчетов в российских рублях или с использованием платежных инструментов, доступных только российским потребителям;

- эквайринг продавца (исполнителя) осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией;

- предусмотрена возможность исполнения заключенного на Интернет-сайте продавца (исполнителя) договора на территории России (доставка товара, оказание услуги или пользования цифрового контента на территории России);

- размещена реклама на русском языке, отсылающая к соответствующему Интернет-сайту продавца;

- имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг) с российским потребителем.

Таким образом, с учетом приведенных положений, в спорных ситуациях, которые возникли между российскими гражданами и иностранными интернет-магазинами, разрешается применять нормы российского права о защите прав потребителей. Это означает, что потребитель вправе ссылаться на положения Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», а также иные правовые акты, которые содержат нормы о защите прав потребителей.

Практическая сторона вопроса. Перед тем как совершить покупку настоятельно рекомендуем ознакомиться с информацией: в какой срок и каким способом интернет-магазин доставляет товар; сроки и способы претензионного урегулирования спора; наименование и юридический адрес продавца. В случае если Вам доставили товар ненадлежащего качества, товар надлежащего качества, который не подошел по размеру, габаритам и другим характеристикам или его вовсе не доставили, необходимо написать претензию в адрес продавца и изложить свои требования относительно возникшего спора. На некоторых сайтах существует специальная форма для разрешения подобных ситуаций. Если данной формы нет и не существует иных способов направить претензию через Интернет, данный документ необходимо направить на юридический адрес продавца. Рекомендуем направить письмо с описью вложения, чтобы иметь доказательства, что именно Вы направили продавцу. Только после того как продавец подтвердит, что вернуть или обменять товар в сложившейся ситуации представляется возможным, то уже направьте его опять же оформив опись вложения. Но что делать, если иностранный продавец игнорирует Вас и не имеет желания идти на контакт?

Вы можете обратиться в платежную систему, через которую осуществлялся платеж. Представить доказательства того, что продавец не исполнил свои обязательства по возврату денежных средств за некачественный товар. В случае если Вы достаточно обосновали свою претензию, представители платежной системы обращаются в банк с просьбой вернуть Вам деньги.

В случае если данный способ не помог, и Вы исчерпали все способы разрешения ситуации, следует обратиться в суд.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что покупка товаров через иностранные интернет-магазины достаточно рисковое дело для отечественного потребителя. В связи с чем рекомендуем перед покупкой детально изучить информацию о магазине, в котором Вы планируете совершить заказ – ознакомиться с отзывами потребителей о работе данного магазина; как было указано ранее будет рационально ознакомиться со сведениями о разрешении спорных ситуаций с продавцом. С учетом всех собранных данных необходимо взвесить все «за» и «против» и только тогда совершить покупку, так как осознанное, рациональное и избирательное поведение поможет Вам, в случае возникновения конфликтной ситуации, сохранить в сохранности денежные средства, время и, конечно же, ментальное здоровье.

В случае возникновения вопросов по защите прав потребителей рекомендуем обратиться в консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске». Специалистом пункта оказывается бесплатная юридическая помощь по вопросам защиты прав потребителей посредством консультирования и написания претензий. Всю необходимую информацию Вы можете получить по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Строителей, д. 56; по номеру телефона 8(8352)78-23-44, по адресу электронной почты: urist.27@cge21.ru.

 



27 сентября 2021
15:09
Поделиться