Чебоксарский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Шупашкар муниципаллă округĕ

О Мероприятиях по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2004 год

О Мероприятиях по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2004 год Руководствуясь постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. № 330 «О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы» и в целях реализации и осуществления государственной политики занятости населения на территории района, п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемые «Мероприятия по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2004 год» (далее – Мероприятия). 2. Структурным подразделениям администрации района обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных в Мероприятиях. 3. Рекомендовать государственному учреждению «Чебоксарский районный центр занятости населения»: обеспечивать взаимодействие с управлениями и отделами администрации района, поселковой и сельскими администрациями, предприятиями и организациями района по реализации Мероприятий; представить в администрацию Чебоксарского района информацию об итогах выполнения Мероприятий в срок до 1 февраля 2005 года; 4. Признать утратившим силу постановление главы администрации района от 14.04.2003 г. № 437 «Об основных направлениях по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2003 год». 5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы – начальника отдела социальной защиты населения администрации района Константинова А.А. Глава администрации А.П.Князев Мероприятия по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2004 год Введение Основанием для разработки Мероприятий по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2004 год являются Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г. № 330. Реализация Мероприятий предусматривает координацию усилий органа местного самоуправления, центра занятости населения, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по обеспечению занятости населения. 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА. 1.1. Изменения в сфере занятости в 2001-2003 годах В 2001-2003 годах в Чебоксарском районе отмечались позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии района. Происходящие позитивные процессы в экономике в сочетании с реализацией государственной политики занятости населения способствовали поддержанию в районе достаточно высокого уровня занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. Темпы роста объемов промышленного производства в 2001 году составили 119,1 % к уровню 2000 года, в 2002 году - 110,9 % к уровню 2001 года, в январе-ноябре 2003 года – 86,5 % к уровню 2002 года. Наблюдался заметный прогресс в торговле, общественном питании и сфере бытовых услуг. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям всех отраслей экономики в 2001 году увеличился на 11,4 %, в 2002 году – на 6,2 %. Оборот общественного питания за 11 месяцев 2003 года в сопоставимых ценах составил 102,2 % к уровню 2002 года. Среднемесячная заработная плата за январь-октябрь 2003 года в целом по району составила 2545,6 рубля или увеличилась по сравнению с 2002 годом на 19,5 %. Увеличение объемов производства во многих отраслях экономики оказали определяющее воздействие на улучшение ситуации в сфере занятости населения. В последние три года существенно увеличился спрос на рабочую силу в следующих отраслях экономики района: сельском хозяйстве, легкой промышленности, торговле. В 2003 году в центр занятости населения поступили заявки от предприятий и организаций района о потребности в 2785 работниках, что на 275 вакансий больше, чем в предыдущем году. Вместе с тем, в районе сохраняется тенденция к сокращению численности работающих. За период с 2000 по 2002 годы среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях района снизилась с 15945 до 15156 человек. За 9 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года численность работающих на крупных и средних предприятиях снизилась на 5,4 % и составила 14353 человека. При этом отмечался рост работающих в промышленности, образовании, управлении. Численность занятых в непроизводственной сфере увеличилась на 1,6 %. Росту численности работников в указанных отраслях способствовало создание новых рабочих мест. За 9 месяцев 2003 года на предприятиях и организациях района создано 92 новых рабочих места, из них 27 - в розничной торговле, 11 – в отрасли народного образования и т.д. (в аналогичном периоде 2002 года – 77 рабочих мест). Таблица 1. Движение рабочей силы Январь-сентябрь 2001 г. Январь-сентябрь 2002 г. Январь-сентябрь 2003 г. Принято, человек, в том числе: - на дополнительно введенные рабочие места 2885 68 4383 77 4364 92 Выбыло, человек, в том числе: - по сокращению штатов в процентах к общей численности выбывших работников 3401 73 2,1 4430 360 8,1 4966 105 2,1 Вместе с тем, сократилась численность работающих в сельскохозяйственном производстве, здравоохранении. Общее количество выбытия работников с крупных и средних предприятий района в январе-сентябре 2003 года компенсировались приемом новых кадров на 87,9 %, в том числе в сельском хозяйстве - на 53 %, здравоохранении – на 81,4 %. Снизились масштабы высвобождения работников в связи с проведением мероприятий по сокращению и ликвидации рабочих мест. За 9 месяцев 2003 года в связи сокращением штатов с предприятий района было уволено 105 человек (в аналогичном периоде 2002 года – 360 человек). Удельный вес уволенных по сокращению штатов или ликвидации предприятий в общей численности выбывших работников составил 2,1 %, что на 6 % меньше, чем за 9 месяцев 2002 года. Сохраняется вынужденная неполная занятость. В январе-сентябре 2003 года по инициативе работодателей неполный рабочий день (неделю) работали 402 человека (2,8 % от среднесписочной численности). Численность работников, которым были представлены отпуска без сохранения заработной платы или с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателей, составила 183 человека, что на 51 человек больше, чем за 9 месяцев 2002 года. 1.2. Общая динамика безработицы Характерной особенностью 2003 года стало повышение активности граждан в поиске работы. Число обратившихся в центр занятости за содействием в трудоустройстве в 2003 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 4,1 % и составило 1923 человека. На конец 2003 года численность безработных граждан, зарегистрированных в районном центре занятости, составила 267 человек, что на 18 человек меньше, чем на конец 2002 года. Уровень безработицы по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте уменьшился с 0,85 до 0,8 процента. В период с 2001 года по 2003 год произошли следующие изменения в численности зарегистрированных безработных граждан: Таблица 2 № п/п По состоянию на конец года, человек 2001 г. 2002 г. 2003 г. 1. Численность зарегистрированных безработных – всего 302 285 267 2. По полу: женщины 210 221 204 3. По месту проживания: в сельской местности 208 205 4. По возрасту: в возрасте 16-29 лет предпенсионного возраста других возрастов 132 19 151 156 23 106 182 6 124 5. По образованию: имеющие высшее образование среднее профессиональное образование начальное профессиональное образование среднее общее образование не имеющие полного среднего образования 39 79 78 82 22 52 81 88 42 22 58 71 89 38 11 6. По причинам увольнения: уволившиеся по собственному желанию высвобожденные работники выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы по другим причинам 205 30 32 35 165 55 62 3 166 12 86 3 7. граждане, особо нуждающиеся в социальной защите: одинокие и многодетные родители дети-сироты, лица оставшиеся без попечения родителей лица, освобожденные из мест лишения свободы молодежь до 18 лет уволенные с военной службы инвалиды 19 0 2 7 3 14 2 0 1 12 2 17 10 2 1 14 2 35 8. В том числе по продолжительности поиска работы: искали работу до 1 месяца от 1 до 4 месяцев от 4 до 8 месяцев от 8 месяцев до 1 года более 1 года 95 164 31 10 2 83 145 43 13 1 73 159 25 8 2 Анализ состава безработных граждан показывает, что в районе по-прежнему актуальны следующие проблемы на рынке труда: - высока доля женщин и молодежи в составе зарегистрированных безработных граждан. На 1 января 2004 года свыше 76,0 % безработных - женщины, 68,2 % - молодежь в возрасте 16-29 лет (на 1 января 2003 года соответственно 77,5 % и 54,7 %). Численность выпускников, получивших статус безработных граждан, на конец 2003 года составила 32,2 % против 21,7 % на начало года; - сохранение значительного количества безработных граждан, относящихся к категории особо нуждающихся в социальной защите. На начало 2004 года оно составило 23,9 %. В этой категории граждан инвалиды составили 35 человек, или их численность по сравнению с 2002 годом возросла в 2 раза; - профессионально-квалификационное несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Около 48 % безработных граждан на конец 2003 года имели высшее и среднее профессиональное образование (на конец 2002 года – 46 %). В тоже время в районном банке вакансий на должности этой категории граждан приходится всего 6 % вакансий; - высокая напряженность на рынке труда в сельской местности. Около 76 % безработных граждан проживают в сельской местности. В составе зарегистрированных безработных граждан, численность уволенных по собственному желанию составила 62 %, высвобожденные работники – 4,5 % (на конец 2002 года - 19 %). Продолжительность безработицы в последние 2-3 года продолжает оставаться на невысоком уровне. Средняя продолжительность безработицы составила 2,7 месяца. Доля временно безработных (до четырех месяцев) по сравнению с 2002 годом повысилась на 27 %, а доля длительной безработицы (от четырех месяцев до года) снизилась на 6 % и составила 35 человек. Коэффициент напряженности рынка труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в центре занятости, в расчете на одну вакансию) на конец 2003 года составил 1,3 человека на одно свободное рабочее место (на начало года – 2,2 человека). 2. Прогноз развития ситуации на рынке труда в 2004 году В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чебоксарского района на 2004 год в зависимости от менее благоприятного и благоприятного путей развития экономики ожидается рост объема производства продукции в основных отраслях экономики: промышленности (на 102,9-104,2 %), сельском хозяйстве (на 103-105 %), торговле (на 105 %), что окажет положительное воздействие на увеличение спроса на рабочую силу. Кроме ожидаемой положительной динамики основных макроэкономических показателей на развитие рынка труда в прогнозируемый период будут влиять и демографические факторы. В ближайшие 2-3 года в районе намечается тенденция постепенного роста численности трудовых ресурсов при незначительных изменениях численности постоянного населения. Перспектива формирования численности трудовых ресурсов обусловлена состоянием демографических процессов, в частности, тенденциями увеличения рождаемости. В период с 1985 по 1990 годы в районе был отмечен рост рождаемости детей, и с вступлением их в трудоспособный возраст ожидается некоторый прирост баланса трудовых ресурсов. В 2004 году численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составит 34400 человек. В результате ожидаемого подъема объемов производства продукции (услуг) увеличится численность занятого населения в экономике. При этом сократится общая численность безработных, рассчитанных по методологии МОТ. Тем не менее, возрастет численность официально зарегистрированных безработных до 310 человек. Исходя из ежегодного увеличения численности трудоспособного населения, в целом, предложение рабочей силы в 2004 году, как и в последующие годы, будет опережать спрос на нее. Таблица 3 Экономическая активность населения, занятость и безработица 2002 г. 2003 г. 2004 г. (прогноз) Экономически активное население – всего в том числе: - занятые в экономике - безработные в том числе зарегистрированные в центре занятости - на конец года Уровень регистрируемой безработицы на конец года, в % - общей - регистрируемой 28570 25720 2850 285 10,0 0,85 29060 26230 2830 267 9,7 0,8 30100 27400 2700 310 9,0 0,9 Прогноз уровня общей безработицы рассчитан по отношению к экономически активному населению, а регистрируемой безработицы – по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Рынок труда пополнят выпускники общеобразовательных школ, не продолжившие дальнейшую учебу и не призванные в Вооруженные Силы, и выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней. Численность молодежи (18-29 лет), выходящей на рынок труда в 2004 году может достигнуть 800 человек. Из-за продолжающегося процесса высвобождения работников с предприятий и организаций будут обращения со стороны граждан, уволенных по сокращению штатов - до 100 человек. Составляющими прогноза спроса на рабочую силу в 2004 году будут являться вакансии, остающиеся нереализованными к концу 2003 года, потребность в работниках на ожидаемых новых рабочих местах, потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением штатов. 3. Основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан в 2004 году Деятельность центра занятости по регулированию рынка труда будет направлена на поддержание достаточно высокого уровня занятости населения в районе при тесном вза-имодействии с органами местного самоуправления и работодателями. Реализация Основных мероприятий по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2004 год будут осуществляться в комплексе с другими республиканскими и районными программами, оказывающими влияние на ситуацию на рынке труда. Таблица 4 Основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан в 2004 году Наименование мероприятий Основные исполнители Число участников, человек Затраты на реализацию – тыс. рублей в том числе всего федеральный бюджет республиканский бюджет местный бюджет средства работодателей 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров 1.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан центр занятости 3700 30,7 30,7 - - - 1.2. Профессиональное обучение безработных граждан ** в том числе: - стажировка в организациях центр занятости 120/30 3 10,0 5,4 10,0 - - - - - 5,4 5,4 ИТОГО: 46,1 40,7 - - 5,4 2. Мероприятия по содействию трудоустройства населения Численность участников мероприятий по содействию трудоустройству населения, всего центр занятости 905 в том числе: 2.1. Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите центр занятости 10 30,5 18,5 - - 12,0 2.2. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые центр занятости, работодатели 2 4,8 - - - 4,8 2.3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (единиц)* центр занятости 4 5,9 5,9 - - - 2.4. Организация общественных работ, всего в том числе: - организация общественных работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества органы местного самоуправления, центр занятости 220 20 274,8 97,5 75,3 12,0 90,0 2.5. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, всего центр занятости 600 450,6 91,1 141,5 18,0 200,0 1 2 3 4 5 6 7 8 в том числе: организация труда несовершеннолетних граждан по увековечению памяти погибших при защите Отечества органы местного самоуправления 20 2.6. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, всего в том числе: программа «Клуб ищущих работу»; программа «Новый старт» центр занятости 30 15 15 1,2 1,2 - - - 2.7. Содействие самозанятости, всего в том числе: - оказание финансовой помощи на организацию собственного дела центр занятости 43 3 6,2 6,2 - - - 2.8. Содействие трудоустройству населения в других регионах Российской Федерации * центр занятости 35 Х Х х х Х 2.9. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда центр занятости Х 2,0 2,0 - - - ИТОГО: 776,0 222,4 216,8 30,0 306,8 3. Социальная поддержка безработных граждан 3.1. Выплата пособия по безработице *** центр занятости 290 2171,3 2171,3 - - - 3.2. Оказание материальной помощи безработным гражданам центр занятости - - - - - - 3.3. Оформление досрочной пенсии безработным гражданам центр занятости 5 102,4 102,4 - - - 3.4. Выплата стипендии центр занятости 120 206,9 206,9 - - - ИТОГО: 2480,6 2480,6 - - - 4. Взимодействие с работодателями 4.1. Количество поступивших вакансий центр занятости, работодатели 2800 - - - - - 4.2. Численность трудоустроенных центр занятости, работодатели 1280 - - - - - ВСЕГО: 3302,7 2743,7 216,8 30,0 312,2 * - в численность участников мероприятий по содействию трудоустройству населения не включается; ** - проезд безработных граждан, направленных на обучение, до места расположения учебного заведения и обратно; *** - среднемесячная численность безработных граждан, которым назначено пособие по безработице в 2004 году. 4. Содействие занятости сельского населения В целях содействия занятости сельских жителей предусматривается проведение следующего комплекса мероприятий: - содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, проживающих в сельской местности; - организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, в сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и в других отраслях экономики; - организация общественных работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; - проведение ярмарок вакансий для сельской безработицы. 5. Содействие организации альтернативной гражданской службы В связи с введением с 1 января 2004 года Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" центр занятости населения предусматривает: - взаимодействие с администрацией Чебоксарского района и военным комиссариатом по проведению совместных мероприятий по организации альтернативной гражданской службы на территории района; - формирование банка рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Чувашской Республики; - участие специалистов центра занятости населения в организации учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории района; - участие специалистов центра занятости населения в работе призывных комиссий по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу. 6. Контроль за реализацией Мероприятий Контроль за выполнением Мероприятий осуществляется отделом социальной защиты администрации Чебоксарского района совместно с государственным учреждением "Чебоксарский районный центр занятости населения".
Постановление
132
09 февраля 2004 года
09 февраля 2004 года
Поделиться