Чебоксарский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Шупашкар муниципаллă округĕ

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

О проблемах сельчан, хозяйств наша беседа с преподавателем правовых дисциплин и одновременно с начальником отдела информационно-консультационной службы Чувашского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК С.В.Петровским, депутатом районного Собрания депутатов. - Станислав Владимирович, раньше на селе люди трудились в колхозах и совхозах, а какие формы сложились на сегодня у нас в Чувашии? - Действительно, колхоз и тогда по форме являлся негосударственным сельскохозяйственным предприятием, однако в условиях плановой экономики обеспечение техникой, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, ГСМ, племенным скотом и элитными семенами ничем не отличалось от совхозов, которые были государственными предприятиями в чистом виде. В настоящее время и в России и в Чувашии 92% - это частные формы предприятий (хозяйственные кооперативы) и около 8% - это государственные и муниципальные унитарные предприятия. В том числе есть федеральные (например, учхоз “Приволжское” Чебоксарского района), республиканские (“Гвардеец”, “Дружба” нашего района). Муниципальные унитарные предприятия в сельском хозяйстве Чувашии не распространены. - И каких правовых форм сегодня больше в Чувашии? - Конечно, производственные кооперативы, основанные на том, что имущество бывших колхозов, совхозов выраженное в денежной форме и полученное в ходе приватизации условно на руки, внесено в уставный капитал СХПК, а земельная доля, также являющаяся частной собственностью работника, сдана кооперативу в аренду за плату. - А почему производственные кооперативы? Во-первых, на кооперативы нацеливали все нормативные акты, издаваемые в период с 1994 по 1996 годы и после принятия части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Во-вторых, именно по кооперативам были приняты федеральные законы в 1995 и 1996 годах. В-третьих, очень просто их организовать. И в-четвертых, они больше всего напоминают бывшие колхозы и совхозы (один член - один голос), а кроме того только эта форма сегодня наиболее законодательно защищена, если она убыточна и имеет большие долги перед кредиторами, что, согласитесь, немаловажно в условиях нестабильного сельского хозяйства. - Когда говорят о промышленности и даже об образовании или здравоохранении, то используют выражение “развивать”, а когда речь идет о сельском хозяйстве, то неминуемо используется выражение “помогать”, “поддерживать”. Почему? - Так сложилось за многие десятилетия и мы не оторвались от стереотипов. Могу сказать, что даже в сегодняшних диких условиях абсолютно либеральной экономики, когда самое пагубное влияние на нашу жизнь производит сложившаяся диспропорция между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, можно работать высокорентабельно и прибыльно. Сельское хозяйство надо воспринимать как бизнес, как агробизнес со всеми вытекающими отсюда вопросами соблюдения технологии производства, управления предприятием т. е. менеджментом, и что наиболее важно с учетом всех законов экономики. В хозяйствах намного сократилось число специалистов с высшим образованием, что естественно сказывается на результатах деятельности предприятия. Таким образом, низкие доходы, отсутствие видимых перспектив, социальные условия жизни на селе не привлекают сегодня молодежь к сельскохозяйственному труду. Наш институт занимается со всеми этими специалистами, но в условиях крайне ограниченных возможностей. За учебный год мы готовим 10-15 менеджеров, а надо бы 75-100. Готовим 15-20 бухгалтеров-аудиторов внутрихозяйственного учета, а надо бы 75-100. Ввиду тяжелого финансового положения не могут приехать на повышение квалификации со сроком на 2-3 недели агрономы, зооинженеры, ветеринарные работники, инженеры и т. д. В этих условиях мы решили сами выезжать в районы на 2 недели и организовывать повышение квалификации. Считаю, что необходимо наконец-то определиться. Кто является заказчиком, а кто исполнителем переподготовки и повышения квалификации кадров села. Сегодня получается, что мы сами заказчики и сами же исполнители. Кадры села - это государственный вопрос. Мы выезжали в Казань, чтобы ознакомиться с опытом работы наших коллег и были поражены тем, насколько они ушли вперед. Например, в бюджете Татарстана отдельной строкой заложено финансирование переподготовки и повышения квалификации кадров АПК в размере 5 млн. рублей на один год. И поэтому министерство сельского хозяйства выступает государственным заказчиком и направляет необходимое число специалистов на переподготовку и повышение квалификации. Такой подход позволяет им готовить и специалистов по антикризисному управлению, и рекламных менеджеров, и маркетологов, т. е. специалистов, чья подготовка требует вклада значительных средств. При этом с самих сельских слушателей не взимается ни копейки. Мы имеем небольшой штат работников, тем не менее способны решать масштабные задачи наших преподавателей большой практический и научный стаж работы, и они сами постоянно повышают квалификацию. Потребность в наших услугах есть. Здесь нет конкуренции. Была оказана помощь в разработке бизнес-планов, других услугах. И что характерно, за помощью обращаются те предприятия, которые сегодня работают рентабельно и стараются дальше развиваться, учитывая все закономерности рынка. - Что бы Вы пожелали нашим читателям, а также специалистам АПК? - Учиться, учиться и учиться. И прежде всего осваивать компьютерные программы.


15 июня 2002
00:00
Поделиться
;