ЧЕБОКСАРСКИЙ УЕЗД
В Чебоксарском уезде были упразднены Карамышевская и Янгильдинская волости. Селения Карамышевской волости переданы 6 - в Покровскую, 4 - в Никольскую и Янгильдинскую волости, 24 - в Сундырскую, 1 - в Тогашевскую, 7 - в Чебоксарскую волости.
Опыт административно-территориальных изменений, произведенных до 1925 года показал, что простой передачей населенных пунктов из волости в волость и из одного уезда в другой невозможно решить коренным образом задачу улучшения системы административного управления Чувашской АССР. К примеру, неудовлетворенность слишком большими уездами, да еще с административными центрами на окраинах, рождала стремление в определенных случаях выработать собственную систему районирования.
В марте 1927 года объединенный пленум Чувашского обкома и областной контрольной комиссии ВКП (б) и Второй съезд Советов ЧАССР решили упразднить уезды и волости, ввести вместо них одно звено - кантон (район) - и тем самым перейти от четырехзвенной системы административно-территориального деления (республика - уезд - волость - сельсовет) к трехзвенной (республика - кантон - сельсовет). Осуществить районирование было намечено к началу бюджетного года - 1 октября 1927 года.
В июне-июле 1927 года по всей республике прошли многочисленные собрания, одобрившие намеченную программу.
Постановлением Президиума ВЦИК “О районировании Чувашской АССР”, принятым 5 сентября 1927 года, на ее территории упразднялись уезды и волости, вводилась единая территориальная единица - район. Были утверждены 17 районов вместо существовавших к тому времени 5 уездов и 53 волостей, в числе которых был утвержден и Чебоксарский район.
В Чебоксарский район входили полностью: Чебоксарская волость в составе 60 селений, Алымкасинская - 30 селений, Тогашевская - 29 селений и части волостей: Сундырской - 70 селений, Акулевской - 17 селений, Акрамовской - 22 селения и Чебаевской - 8 селений, всего 236 селений в 12634 хозяйствах и с числом жителей в 58844 человек и городских жителей (г. Чебоксары 8831 человек) всего 67675 человек.
Территория района стала - 1223 кв. км.
Плотность населения - 55 человек на кв. км.
По главнейшим угодиям территория района подразделяется:
пашни - 48038 га 39,3%
луга - 7200 га 5,9%
леса - 27168 га 22,2%
выгонов - 5300 га 4,3%
Климатические условия: район находится в полосе переходной от засушливого центрального района республики к более орошаемой западной окраине. Почвенный покров: Левобережье имеет почвы песчаные, а правобережье - подзолистые почвы.
Главное занятие населения - сельское хозяйство, но оно в большей части района носит потребительский характер. Сельское хозяйство - экстенсивно - зернового направления. Севооборот - почти повсеместно трехпольный. Наиболее распространенной из культур является овес (28,3%), но и яровая пшеница имеет большое распространение: в среднем по району эта культура занимает около 15% посевной площади, но в отдельных местах доходит до 24%. Обеспеченность скотом значительно низкая: хозяйств без рабочего скота - 23%, хозяйств бескоровных - 21,2%, на 100 душ населения 16 коров.
Большое распространение в районе имели кустарные промыслы. Хозяйств, занятых промыслами - 25,7%, занятых только кулеткачеством - 22,6%. Из остальных видов кустарных промыслов наибольшее распространение имели корзиноплетение, сапожное производство и выделка овчин.
Учреждения, которые призваны удовлетворять социально-культурные и экономические нужды населения района, следующие:
1. Школ повышенного типа: рабфак (республиканского значения) - 1, педтехникум - 1, землеустроительный техникум - 1, школ 2-ой ступени - 2, школ 8-летки - 2. Садово-огородная школа - 1, школа ФЗУ - 1, контруч - 1. Акушерские курсы - 1.
2. Больницы - 3
3. Агроучастков - 2, ветврачпунктов - 1, ветфельдшерских пунктов - 1.
4. Средства связи: почтово-телеграфная контора - 1, почтовая контора - 2. Телефонов - 4, пристаней на Волге - 1.
5. Нарсудов - 2 (один городской).
6. Районный милицейский участок - 1.
7. Базаров - 3, торгующих предприятий: государственных - 24, кооперативных - 94.
Центром района является г. Чебоксары.
С преобразованием автономной области в Чувашскую АССР г. Чебоксары с 21 апреля 1925 года стала ее столицей. 3 октября 1927 года Президиум ВЦИК принял постановление о подчинении Чебоксар непосредственно ЦИКу ЧАССР. В связи с преобразованием в город республиканского подчинения учреждения Чебоксарского района, находившиеся в нем со времени общего районирования 1927 года, были выделены из его пределов и с 1 октября 1931 года обосновались в д.Кугеси. Постановление ВЦИК о переносе центра Чебоксарского района в Кугеси состоялось 1 июня 1932 года.
С середины 1930-х годов началось осуществление нового районирования республики. 25 января 1935 года было принято постановление “О новой сети районов Горьковского края, Чувашской АССР и Марийской Автономной области”. По Чувашской АССР было утверждено всего 25 районов, в том числе 7 новых. Был образован Ишлейский район на базе селений Чебоксарского района с присоединением к ним части селений Аликовского и Татаркасинского районов.
Начиная с сентября 1950 года в стране развернулась работа по укрупнению колхозов. В связи с этим была проведена работа по упорядочению сети сельских советов.
14 июля 1959 года был упразднен Ишлейский район. Его селения были перечислены в Чебоксарский (основная часть), Сундырский и Красноармейский районы.
В 1963 году вместо существующих единых районов были образованы районы двух видов - промышленные и сельские. В итоге реорганизации вместо 21 района было образовано 2 промышленных и 9 сельских районов. Чебоксарский сельский район был образован из Чебоксарского района, к которому были присоединены половина селений Мариинско-Посадского и Сундырского районов, три сельских совета Аликовского и один Красноармейского районов. В 1964 году образовался десятый сельский район - Моргаушский, который выделился из Чебоксарского и Вурнарского районов. Разделение районов на промышленные и сельские оказалось мало практичным. 11 января 1965 года Президиум Верховного Совета ЧАССР принял постановление об упразднении разделения единых районов. С 1966 года районная сеть Чувашской АССР останется неизменной.