Чебоксарский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Шупашкар муниципаллă округĕ

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНОВ, ГОРОДОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2

(Доклад министра экономического развития и торговли М.И.Илларионовой на расширенном заседании Правительства ЧР 30 октября 2002 года) По сравнению с январем-сентябрем 2001 года рост объема промышленного производства в отчетном периоде отмечен в 14 муниципальных образованиях Чувашской Республики. В целом по республике объем промышленного производства увеличился на 0,2%. Наибольший рост объемов промышленного производства по итогам 9 месяцев 2002 года произошел в Вурнарском (3,1 раза к 9 месяцам 2002 г.), Шумерлинском (4,2 раза) районах. Темпы роста производства промышленной продукции данных муниципалитетов из периода в период продолжают оставаться самыми высокими среди остальных районов, городов Чувашии. Способствовали этому такие предприятия как: ОАО “Шумерлинский районный маслодельный завод”, ООО “Шумерлинский мясокомбинат” и ЗАО фирма “Август”. Из месяца в месяц обеспечивают превышение объемов промышленного производства Алатырский, Канашский, Комсомольский, Красночетайский, Чебоксарский районы, города Канаш и Алатырь. Одновременно, низкими продолжают оставаться темпы промышленного производства в Аликовском, Порецком, Янтиковском районах. В январе-сентябре 2002 года объем промышленного производства в данных районах, как и во всех предыдущих периодах 2002 г. не превышал 70% уровня соответствующего периода 2001 г. Более того, в названных районах объемы уменьшаются из месяца в месяц. Наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства занимают предприятия г. Чебоксары (62% среди городов и Вурнарского района (5,6%) среди районов. Вышесказанное подтверждает эффективность реализуемых Правительством ЧР мероприятий, определенных Президентской Программой основных социально-экономических преобразований до 2005 г. В целях оказания поддержки сельским товаропроизводителям из республиканского бюджета в отчетном периоде выдано льготных кредитов на сумму более 300 млн. рублей на проведение весенне-полевых, уборочных работ, приобретение сельскохозяйственной техники. С начала текущего года хозяйствами приобретено 137 единиц современной техники. По сведениям Госкомстата Чувашии индекс физического объема сельскохозяйственного производства практически во всех районах республики ниже 100%, за исключением Алатырского (101%) и Красночетайского (100,5%) районов. По итогам 9 месяцев 2002 года валовый сбор зерна и зернобобовых в Чувашии составил 511,6 тыс. тонн, или 84,2% к уровню соответствующего периода 2001 года. Ни один район по данному показателю не достиг уровня аналогичного периода прошлого года. Валовый сбор картофеля по республике сократился на 11,4%. Практически во всех районах за исключением Аликовского, Вурнарского, Канашского, Цивильского районов объемы ниже уровня соответствующего периода прошлого года. Валовой сбор овощей открытого грунта в Чувашии - 21,5% к уровню 9 месяцев 2001 года и составил 2416,6 тонн. Лишь в двух районах произошло увеличение валового сбора овощей - в Мариинско-Посадском (в 3,4 раза) и Ядринском (130,9%) районах. Несмотря на то, что по отдельным районам (Алатырский, Шемуршинский) наблюдается тенденция замедления развития данного направления агропромышленного комплекса (производства мяса), в целом по республике темпы производства увеличиваются. Итоги развития сельскохозяйственного сектора экономики являются наглядным примером того, что позиция пассивного получателя бюджетных средств не может стать предпосылкой развития района на перспективу. Как и в предыдущих периодах текущего года, вся масса прибыли республики в основным сформирована за счет предприятий и организаций г. Чебоксары (943,7 млн. рублей). Вместе с тем, из-за нерентабельной работы отдельных предприятий продолжают оставаться (с начала 2002г.) убыточными г. Новочебоксарск, Алатырский, Ибресинский, Козловский, Урмарский, Шумерлинский районы. Как следствие, практически во всех вышеназванных муниципальных образованиях имеет быть увеличение задолженности по налоговым платежам. Сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в январе-сентябре 2002 года по сравнению с состоянием 9 месяцев 2001 года увеличилась на 19,2% и составила 5665,7 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общей сумме как и в предыдущие месяцы текущего года приходится на предприятия и организации г. Чебоксары - 64,9%. Увеличение налоговых поступлений произошло практически во всех муниципалитетах республики с 4,2% (в Мариинско-Посадском районе) - в 2,1 раза (в Алатырском районе). Снижение налоговых поступлений произошло лишь в Ядринском районе на 12,3% по сравнению с уровнем на 1 октября 2001 года. Одновременно, задолженность по налоговым платежам в целом по Чувашии за январь-сентябрь 2002 года сократилась на 1,4%. В результате за рассматриваемый период в целом по Чувашии получен профицит бюджета в размере 106 млн. рублей. Вместе с тем, рядом районов, городов бюджет исполнен с дефицитом: Красноармейским (0,3 млн. рублей), Моргаушским (1 млн. рублей), Шемуршинским (1,8 млн. рублей) районами, городами Алатырь (0,7 млн. рублей) и Новочебоксарск (10,2 млн. рублей). Недостаточно активная работа по исполнению доходной базы бюджета и эффективному расходованию бюджетных средств не позволяет ряду муниципальных образований в полном объеме и на должном уровне проводить результативную социальную политику. Среднемесячная заработная плата по Чувашии за 8 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года возросла на 45,1% и составила 2291,4 руб. Увеличение среднемесячной заработной платы произошло во всех муниципалитетах республики от 32,2% (в г. Новочебоксарске) до 85,2% (в Шумерлинском районе). Однако, среднерайонного значения данного показателя (1261,7 руб.) не достигли Аликовский (792 руб.), Батыревский (907,9 руб.), Ибресинский (1185,5 руб.), Канашский (1160,4 руб.), Комсомольский (1033,1 руб.), Красночетайский (952,1 руб.), Моргаушский (1196,5 руб.), Порецкий (1218,8 руб.), Урмарский (1119,5 руб.), Шемуршинский (960,2 руб.), Шумерлинский (1129,3 руб.), Яльчикский (905,8 руб.), Янтиковский (979,5 руб.) районы. Среднегородского значения (3007,7 руб.) не достигли практически все города Чувашии, за исключением г.Чебоксары (3204,7 руб.). Тем не менее уровень различий между худшим и лучшим значением среднемесячной заработной платы сокращается. В целом по республике просроченная задолженность по заработной плате увеличилась на 2,9% и составила 189,1 млн. рублей. Наибольшее увеличение задолженности по выплате заработной платы допустили предприятия и организации Мариинско-Посадского района (на 61,1%), Комсомольского (на 58,8%), Порецкого (на 56,5%), Чебоксарского (на 57,4%) районов, городов Алатыря (на 48,8%) и Новочебоксарска (на 49%). По состоянию на 1 октября текущего года уровень безработицы сократился на 0,3 процентных пункта по сравнению с уровнем на 1 января 2002 года и составил 1,57%. Снижение уровня безработицы произошло практически во всех муниципальных образованиях ЧР за исключением Батыревского района. Канашский район обеспечивает снижение уровня безработицы в течение текущего года из месяца в месяц. Неоднозначна ситуация на потребительском рынке Чувашии. Увеличение оборота розничной торговли за рассматриваемый период произошло в 14 муниципальных образованиях республики от 1,1% (в Канашском районе) до 37,1% (в Козловском районе). Снижение розничного товарооборота имело место во всех городах Чувашии от 33,3% (в г.Канаше) до 4,7% (в г.Чебоксары), что повлияло на уменьшение оборота розничной торговли в целом по Чувашской Республике на 2,9%. Объем платных услуг населению увеличился на 0,8 процентных пункта. При этом большинство районов и городов Чувашии сократили свои объемы от 20,8% ( Янтиковский район) до 0,9% ( г.Канаш). Рост объема платных услуг обеспечен за счет Шемуршинского (111,5% ), Яльчикского (136,8%), Батыревского (105,3%), Канашского (108,4%) районов и городов Чебоксары (110,9%), Алатырь (115,7%). Таким образом, есть еще проблемы, требующие рациональных путей решения со стороны органов местного самоуправления, направленных на реализацию одной из основных задач муниципального менеджмента - повышение благосостояния населения, рассчитывая прежде всего на собственные силы. Среди проблем: увеличение задолженности по выплате заработной платы работающим на крупных и средних предприятиях, низкий уровень среднемесячной заработной платы по сравнению со среднереспубликанским его значением, ухудшение из года в год показателей развития агропромышленного комплекса, снижение объемов потребительского рынка, недостаточная обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, наличие задолженности за топливно-энергетические ресурсы. Задолженность за потребленные топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР) в целом по Чувашии по состоянию на 1 октября 2002 года сократилась на 53,5%. Полностью погашена задолженность за ТЭР в таких муниципалитетах как: Батыревский, Комсомольский, Красноармейский, Шемуршинский, Чебоксарский, Ядринский районы. По состоянию на 1 октября 2002 года в проводимом конкурсе на лучший проект по повышению энергоэффективности приняло участие 127 проектов районов, городов ЧР. В настоящее время конкурсной комиссией одобрены 34 наиболее эффективных проекта, софинансирование которых за счет средств МБРР составляет 110 млн. рублей. Проекты представили 23 района и города республики, за исключением Алатырского, Батыревского, Красноармейского районов. В целях достижения эффективности вложения средств республиканского бюджета помощь будет направляться на инициативы, способствующие укреплению экономического потенциала конкретного района, города, в конечном итоге всей республики. Данный принцип использован при разработке проекта республиканской адресной инвестиционной программы на 2003г. Там учтена необходимость выравнивания показателей оснащенности объектами социальной, инженерной инфраструктуры не только в отстающих, но и в относительно благополучных районах, городах республики. Самый больной вопрос - отсутствие связи между муниципальным управлением и бюджетным планированием, в результате чего наблюдается постоянный разрыв между декларируемыми и реально достигаемыми целями местного управления. Решение местных социально-экономических проблем во все возрастающей степени зависит от самих муниципалитетов, от того, насколько они в состоянии отказаться от ожидания установок сверху, развивать собственную инициативу и эффективно использовать те возможности и резервы, которыми при всех существующих ограничениях они сегодня располагают. Динамика производства продукции животноводства на сельхозпредприятиях Чувашской Республики (в % к соответствующему периоду прошлого года) по районам (в таблице). Мясо Молоко Районы на 1 января 2002 года 1 полугодие 2002 года 9 месяцев 2002 года на 1 января 2002 года 1 полугодие 2002 года 9 месяцев 2002 года Алатырский 84 69,3 62,7 90,5 115,4 109,7 Аликовский 79,8 107,5 114,3 104 103,3 102,8 Батыревский 84,9 86,5 93,4 102,5 102,6 104,5 Вурнарский 90 103,7 97,5 106,7 113,1 110,9 Ибресинский 86,6 95 95,4 92,8 99 99,6 Канашский 71,2 88,4 91,9 100,7 103,1 99,3 Козловский 81,9 86,6 109,4 81,2 101,9 99,9 Комсомольский 84,8 109,3 106,9 102 100,6 99,5 Красноармейский 77,2 85,8 91,4 116,4 116,2 113,5 Красночетайский 77,2 101,1 105,2 95,9 115,4 112,2 Марпосадский 68,4 98,1 104,4 92,3 107,8 107,5 Моргаушский 87 106,8 1210,2 109,4 114,2 112,6 Порецкий 79,8 85,7 86,4 94,2 122,1 116,4 Урмарский 66,2 83,5 79,8 97 108,6 104,4 Цивильский 76,5 110,3 106,4 107,3 120,1 118,1 Чебоксарский 93,5 109,4 112,8 107,9 110,2 110,4 Шемуршинский 97,9 76,5 86 103 107,9 106,7 Шумерлинский 75 106,4 110,7 90,5 112,7 110,9 Ядринский 98,2 101,3 102,8 103,3 111,5 108,9 Яльчикский 94,3 91,9 94,9 101,9 104,8 105,2 Янтиковский 79,6 101,6 102,5 113,3 108,5 106,4 Итого: 85,4 100,9 103 102,8 109,5 108


16 ноября 2002
00:00
Поделиться
;