ОБ ОЦЕНКЕ ЗЕМЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ
Недавно в Доме печати состоялась совместная пресс-конференция министра природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики Сергея ДРИНЕВА и руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской Республике Федеральной службы земельного кадастра России Валерия ЕГОРОВА на тему “О государственной кадастровой оценке земель поселений Чувашской Республики”.
Сергей Дринев рассказал об организации и проведении работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий, выполнение которых возложено на Министерство природопользования и земельных ресурсов ЧР в соответствии с республиканскими целевыми программами “Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы” и “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета обьектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-2007 годы”.
В 2001 году были начаты, а в 2002 году завершены работы по государственной кадастровой оценке земель поселений (ГКОЗП) Чувашской Республики, результаты которых были утверждены на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики в 2003 году.
Кроме того, в республике в 2002 году были утверждены результаты государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Чувашской Республики.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется с учетом:
- уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений (принимается во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об обьектах недвижимости;
- площади земельного участка;
- вида территориальной зоны и вида функционального (разрешенного) использования земельного участка;
- факторов местоположения;
- состояния окружающей среды.
Государственная кадастровая оценка земель поселений проводилась по двум технологическим линиям: по первой - были оценены земли поселений с численностью населения более 10 тыс. человек (города и п. Кугеси и Вурнары), по второй - земли поселений с численностью населения менее 10 тыс. человек (все остальные населенные пункты).
После автоматизированной обработки собранной информации была проведена кластеризация, т.е. районы были обьеденены в 4 кластера:
Кластер 1 - Чебоксарский район;
Кластер 2 - Аликовский, Батыревский, Канашский, Комсомольский, Моргаушский и Яльчикский районы;
Кластер 3 - Вурнарский, Козловский, Мариинско-Посадский, Цивильский и Ядринский районы;
Кластер 4 - Алатырский, Ибресинский, Красноармейский, Красночетайский, Порецкий, Урмарский, Шемуршинский, Шумерлинский и Янтиковский районы (жирным шрифтом выделены центры кластера).
В результате автоматизированной обработки материалов были получены кадастровые стоимости земель по 14 видам финкционального использования земель, предусмотренных техническими указаниями по ГКОЗП.
Об использовании полученных результатов работ по государственной кадастровой оценке земель поселений рассказал Валерий Егоров. Он отметил, что кадастровая стоимость земель по каждому поселению (кадастровому кварталу) определена в рублях за 1 кв. м. и наиболее важными с точки зрения сбора земельных платежей являются земли поселений.
Проектом второй части Налогового кодекса Российской Федерации рекомендовано, что ставки земельного налога устанавливаются представительным органом местного самоуправления в размере от 0,1% до 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Результаты опытных работ по государственной кадастровой оценке земель показывают, что установление ставки земельного налога на уровне 0,5% позволяет увеличить бюджетные поступления от налога на земли поселений в 1,4 раза.
Следует отметить, что результаты государственной кадастровой оценки земель могут использоваться не только для целей налогообложения, но и при определенной доработке для иных целей:
- установления стоимостей базы для расчета арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
- установления минимальной выкупной цены в случаях изьятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
- установления стоимости земельного участка в случаях ипотечного кредитования физических и юридических лиц;
- информационной поддержки рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг;
- установления стартовой цены земельного участка в случае его продажи на аукционах и конкурсах;
- принятия эффективных градостроительных и инвестиционных решений; осуществления эффективного управления земельными ресурсами и недвижимостью в целом.
ГКОЗП прошла экспертизу в Федеральном кадастровом центре “Земля” и в Федеральной службе земельного кадастра России.
В 2003 году планируется завершить и утвердить на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики результаты государственной кадастровой оценки земель: сельскохозяйственного назначения (несельскохозяйственные угодья), садоводческих товариществ, особо охраняемых территорий Чувашской Республики и начать работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности.