Чебоксарский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Шупашкар муниципаллă округĕ

08:55 Автопортрет в китайском костюме

08:55 Автопортрет в китайском костюме

   Председатель Совета старейшин чувашей в Санкт – Петербурге и руководитель «Фонда Н.Я.Бичурин» Виталий Арсентьевич Золотов побывавший недавно в Чебоксарском районном музее «Бичурин и современность» обогатил бичуринский фонд новым экспонатом - журналом «Искусство Ленинграда» (№ 5, 1990 год). На внутренней стороне обложки помещен автопортрет Иакинфа Бичурина 1810-х гг., написанный на бумаге акварелью из собрания Института востоковедения АН СССР. Личность Никиты Бичурина, талантливого человека, всемирно известного ученого-синолога, открывается в этом журнале еще одной, неожиданной стороной.      

Искусствовед Елена Нестерова провела исследование живописного наследия портретов великого ученого, сотворенных еще при его жизни монаха. По мнению литератора Щукина, лично знавшего отца Иакинфа, существовало 4 портрета: «Первый писан в Иркутске масляными красками живописцем Васильевым (1807 г, Иркутск). Похож мало. Второй, литографированный, приложен к запискам о Монголии. Бичурин изображен в китайском одеянии. Этот портрет имеет большое сходство (автор неизвестен). Третий литографирован Теребеневым неудачно. Четвертый писан масляными красками». Из упомянутых здесь портретов в настоящее время известны лишь два литографированных. «Благородный китаец в летнем одеянии» имеет монограмму А.Орловского, датирован 1828 г. А литография В.Теребенева не датирована, но на ней имеется подпись художника. Автор статьи добавляет к этим 4 картинам  еще два портрета Бичурина, о которых Щукин не знал. Один из них это акварельный портрет декабриста Н.Бестужева, с которым был дружен Бичурин Н.Я.

Но из всех художественных произведений привлекает внимание  портрет, автор которого неизвестен. Бичурин, одетый в летний костюм китайского чиновника с конусообразной бамбуковой шляпой, длинным темно-синим кафтаном, туфлями на толстой белой подошве, с обритой головой был изображен во время пребывания в Китае. Манера  исполнения говорит об использовании приемов китайской и европейской живописи. На обороте работы написано: «Портрет собств…», именно этим термином пользовались в начале 19 века, если речь шла об автопортрете.

 В пользу автопортрета свидетельствует и напряженный, слегка косящий взгляд модели, который обычно бывает, когда рисуют смотря на себя в зеркало. Скорее всего это память о пребывании в Китае, сохранившаяся вместо фотографии в те далекие времена.

Дополнительный матерал



23 декабря 2005
00:00
Поделиться
;