16:23 Сохраним национальную культуру, добрые традиции наших предков
Работники МУК ЧРМ «Бичурин и современность» Чебоксарского района много сил и энергии вкладывают в дело сохранения национальной культуры, в том числе и добрых традиций чувашского народа, родного края.
Самым любимым залом для посетителей является зал этнографии, где хранятся старинные вещи с элементами национального быта, ремесел и промыслов и т. д. Именно в музее старые вещи оживают и могут рассказать очень много интересного. Каждая вещь, которая хранится в музее - это целая история, богатая история родного края.
Побывав в МУК ЧРМ «Бичурин и современность», почти у каждого посетителя остается в памяти станок, на котором ткали рогожу. Для юного поколения это слово знакомо только с уроков чувашской литературы, это ремесло подробно описывается в некоторых произведениях чувашских писателей. В музее же этот процесс наглядно показывает готовый к работе кулеткацкий станок.
По информации работников музея, главными очагами кулеткачества были Козьмодемьянский и Чебоксарский уезды. На указанные уезды приходилось 79 процентов общего подвоза на Нижегородскую ярмарку изделий из мочала и лыка. Мочальные изделия широко использовались в качестве упаковки при вывозе зерна, рыбы и других продуктов, поэтому спрос на них не снижался, хотя и сильно колебался в зависимости от урожайности хлебов. Кулеткацкий промысел считался бедняцким занятием. Крестьяне продавали продукцию для того, чтобы уплатить подати. Известный в истории Чувашии купец Ефрем Ефимов, уроженец д. Шинерпоси Чебоксарского района, на первых порах также являлся ткачом-рогожником, потребный ему материал приобретал на местном базаре мелкими партиями или же изготовлял из своего надельного леса. Поэтому он являлся полным хозяином вырабатываемого товара, который сам еж и продавал на местном базаре. На вырученные деньги покупал мочало, раздавал надомным кулеткачам и собирал готовые изделия, то есть становился местным кулеткацким предпринимателем. А они, местные владельцы, в свою очередь, были подчинены крупным промышленникам – торговому дому Тихомировых, купцам Елкину, Майнову, Костину, Хлебникову и другим. Набрав достаточный капитал Ефрем Ефимов переехал в уездный город Чебоксары, ближе к Волжским торговым путям. Здесь он обосновал кулеткацкую мастерскую, которую затем сын Прокопий еще более расширил. В конце 60-х годов 19 века в Чебоксарах существовало несколько мануфактур, среди которых предприятие П.Е.Ефремова являлось наиболее значительным по масштабам производства. На нем было занято 30 взрослых рабочих и 60 подростков, которые ежегодно изготовляли до 30 тысяч кулей. Заработок кустарей составлял в среднем 15-20 рублей в год.
Кулеткацкий промысел особенно был распространен в Ишлейской стороне, где сохранялся вплоть до конца 1970-х гг. История свидетельствует, что сохранение орудий труда и наглядное их представление дает возможность прикоснуться к духу прошлой жизни чувашской нации.
Вошло в добрую традицию проведение уроков по изучению родного края на базе музея.
В текущем году успешно прошел урок и для воспитанников Чиршкасинской средней школы.