В Чувашии взялись за управляющие компании
В Чувашии в сфере жилищных вопросов и проблем на первое место выходит прозрачность деятельности управляющих компаний (УК), которые демонстрируют информационно-финансовую закрытость: об этом может свидетельствовать тот факт, что в настоящее время ни одна из них "не раскрыла то, что должна раскрыть" в соответствии со "стандартами раскрытия информации". Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 18 октября на пресс-конференции главный жилищный инспектор Чувашии Иван Никитин. При этом 25 УК "вообще не имеют никакой информации", в том числе сайта. По словам инспектора, наиболее полно раскрыта информация только у двух управляющих компаний - чебоксарских "Эткер" и "Атал".
Напомним, что вопрос открытости и прозрачности деятельности УК не раз поднимался президентом республики Михаилом Игнатьевым. В итоге 7 октября был подписан указ о дополнительных мерах по обеспечению и защите прав и законных интересов населения Чувашской Республики при предоставлении ЖКУ. В рамках этого документа принято решение о создании отраслевого портала (www.jkh.cap.ru), на котором будет представлена информация обо всех предприятиях отрасли. Управляющие компании будут размещать на нём основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах и услугах, о ценах на коммунальные ресурсы. "Население должно понимать, за что и по каким тарифам платит", - говорится в комментарии к указу. "Должна быть раскрыта практически вся информация, до последней копейки, каким образом используются средства, собираемые управляющими компаниями от населения на содержание и ремонт жилья. При этом информация должна быть раскрыта по каждому дому, а не в общей сумме", - пояснил также госжилинспектор. По словам Ивана Никитина, в рамках жилищно-коммунального портала "вся деятельность управляющих компаний будет унифицирована", а сам ресурс - пока единственный подобного рода в России.
Говоря о наиболее проблемных УК, главный жилищный инспектор Чувашии назвал скандально известный новочебоксарский "Новэк", у которого "очень сложно отношения строятся с населением": "Люди высказывают претензии к методам управления, содержанию жилищного фонда". По словам Никитина, после каждой проверки здесь выявляются "серьёзные нарушения при содержании жилья". Однако каждое предписание инспекции оспаривается в суде: компания, по словам жилищного инспектора, обзавелась "сильными юристами", на судебных процессах участвуют порой до трёх юристов: "В этой управляющей компании ("Ноэвк") любой вопрос подвергается сомнению, сразу инициируется судебное разбирательство". Никитин отметил, что жители 38 домов решили уйти "из-под опеки" этой управляющей компании, однако недостаточная юридическая подковка населения не позволила в точности до мелочей соблюсти весь порядок расторжения договора управления, чем и воспользоваться "Новэк": "На мой взгляд, ни одна управляющая компания не должна доводить дело до судебного разбирательства. Она должна, если есть обращение граждан, немедленно реагировать на них, оперативно подключиться к разрешению этой проблемы и ни один вопрос не должен быть доведён до судебного разбирательства".
Отметим, в Новочебоксарске 513 многоквартирных домов, 222 из них обслуживает управляющая компания "Новэк". При этом у "Новэка" 126 млн долгов, а у МУП ЖКХ города, обслуживающего около 55% жилых домов, долг всего 10 млн рублей. Как ранее сообщало ИА REGNUM, тепло в эти дома начало поступать только 4 октября, когда шло совещание с участием руководства, энергопоставляющей организацией и "Новэк". Разговор, начинавшийся деловито и конструктивно, нередко переходил в перебранку, любой вопрос, расцененный как подозрение в нечистоплотности УК, вызывал бурную реакцию и судебную перспективу по защите "чести, достоинства и деловой репутации".
Иван Никитин подчеркнул, что подобные ситуации призван предотвратить вышеупомянутый указ президента, который он оценил как "программный документ": "Чтобы население было защищено при любых ситуациях, несмотря на такие управляющие компании, которые не очень просты и не совсем добропорядочны". Отметим, президентский указ о дополнительных мерах по обеспечению и защите прав населения Чувашии при предоставлении ЖКУ предусматривает, в частности, организацию проведение мониторинга результативности работы управляющих организаций, развитие конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. Согласно документу, будет образован республиканский фонд содействия проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Также будет создана правительственная комиссия по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении тарифов и платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Главный жилищный инспектор обратил внимание на недостаточную активность самих собственников жилья в решении возникающих проблем: "Если нет активности, если граждане не вникают в вопросы, то управляющая компания может протащить то решение, которое ей в принципе выгодно. Может проскочить такое решение, которое потом мало не покажется самим же собственникам жилья".
В январе-сентябре 2011 года Государственной жилищной инспекцией рассмотрено 2.244 обращения граждан, в ходе проверок выявлено 3.002 нарушения требований жилищного законодательства, в том числе 2.377 нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, 278 нарушений правил пользования жилыми помещениями и 347 нарушений правил предоставления ЖКУ. В частности, по итогам 9 месяцев перерасчёт за некачественные ЖКУ составил 9 млн рублей - эти деньги управляющие компании вернули населению (в 2009 году - 25 млн рублей, в 2010-м - 14 млн рублей). В январе-сентябре ткущего года выдано 839 предписаний, 175 должностных лиц привлечены к ответственности.
По данным Госжилинспекции, в Чувашии 10.233 многоквартирных дома общей площадью 15 млн кв. метров, площадь индивидуальных домов - 14 млн кв. метров. В республике - 309.300 квартир. Управлением многоквартирными домами в настоящее время заняты 130 управляющих компаний, которые обслуживают 5.145 домов. 498 ТСЖ и 60 ЖСК, а также ЖК обслуживают 1.683 многоквартирных дома.