Празднуем Всемирный день качества-2021 и совершенствуем знания в сфере защиты прав потребителей!

Каждый второй четверг ноября Россия, а также некоторые другие страны отмечают Всемирный день качества. Главной целью отмечаемого мероприятия является привлечение внимания граждан, а также хозяйствующих субъектов к проблемам обеспечения рынка качественными товарами и услугами. Как и потребители, продавцы, производители, исполнители, напрямую заинтересованы в производстве качественных товаров и оказании качественных услуг. Производство товаров, отвечающим всем требованиям качества, увеличивает шансы производителя в привлечении как можно большего числа потенциальных покупателей, что весьма логично.

Но что такое качественный товар или услуга?

Анализируя законодательство РФ можно сделать вывод, что качественный товар или услуга это соответствие их или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. В случае если товар или услуга не отвечает одному из приведенных положений, то можно сделать вывод, что товар или услуга с недостатком. Ко всему прочему следует добавить, что качественные товар или услуга не должны причинять вред или создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителя, его имуществу, а также окружающей среде в целом.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Если вы приобрели товар технически сложный (телефон, машина, электронная кухонная техника и т.п.) то в случае обнаружения в нем недостатков в течение 15 дней со дня передачи вам товара вы имеете право выдвинуть одно из трех требований:

  • вернуть уплаченные за товар денежные средства;
  • заменить на товар этой же марки (модели, артикула)
  • заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Требование потребителя о возврате денежных средств должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления такого требования. Требование о замене товара должны быть удовлетворены продавцом в течение 7 дней,  а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом  - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца  в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Мало кто из потребителей осведомлен, что он имеет право выдвинуть продавцу требование о предоставлении на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Исключения составляют товары, указанные в Перечне товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования потребителя о безвозмездном предоставлении ему  товара, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463. На практике часто встречаются ситуации, когда продавец отказывает потребителю в предоставлении ему аналогичного товара на время ремонта, мотивировав свой отказ отсутствием такого товара. Важно помнить, что предоставить вам товар продавец обязан. Для этого необходимо обратиться к нему с соответствующим письменным заявлением. В течение трех дней продавец обязан предоставить указанный товар. В случае неисполнения данной обязанности продавец выплачивает неустойку в размере 1% за каждый день просрочки.

Вы также имеете право на обмен и возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки, если он не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.  Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Стоит не забывать, что существует перечень товаров, на которые данное правило не распространяется.

В консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республики – Чувашии в г. Новочебоксарске» часто обращаются граждане по причине приобретения ими некачественного товара или получения некачественных услуг. Так, в мае 2021 г. к нам обратился за консультационной помощью житель города Новочебоксарск. Он приобрел домашний аппарат для лечения глазных болезней посредством размещения заказа через горячую линию продавца. Аппарат оказался некачественным – он не только не выполнял своего предназначения, но даже несколько ухудшил здоровье глаз потребителя. При помощи консультационного пункта по защите прав потребителей заявителю удалось вернуть деньги за некачественный товар.      

   Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республики – Чувашии в г. Новочебоксарске» будет рад оказать бесплатную консультативную помощь по вопросам защиты прав потребителей. Вы можете обращаться посредством личного посещения пункта по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Строителей, д. 56, а также посредством обращения на телефонную линию по номеру: 8(8352)78-23-44; по адресу электронной почты: urist.27@cge21.ru.



12 ноября 2021
12:02
Поделиться